Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Обычно в это понятие включают:
· читательскую грамотность;
· математическую грамотность;
· естественно-научную грамотность;
· глобальные компетенции;
· финансовую грамотность;
· креативное мышление.
Общая информация
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов.
С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/74082/bssPhr20/?of=copy-1c395d3361
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA
Издания центра ГГТУ Учитель будущего
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Финансовая грамотность
4. Естественнонаучная грамотность
Полезные ресурсы
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Ссылка на банк заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. Ссылка: http://www.centeroko.ru/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA. Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Мероприятия по функциональной грамотности в школе